Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 З А К А З А Т Ь 

 
Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.

Заказывая консультацию, вы принимаете договор-оферту

 

   О П У Б Л И К О В А Т Ь

 

 

Яндекс.Метрика

Ицзин и европейская культура

В Европе об Ицзин узнали в 17 веке, благодаря описаниям конфуцианской классики миссионерами иезуитами. В 18 в. текст Ицзин был впервые признан западной наукой математичным и логичным. Немецкий математик Готфрид В. Лейбниц обнаружил в Ицзин изложение двоичной арифметики. В 20 в. создатель квантовой механики, лауреат нобелевской премии Н. Бор восхищался принципом дополнительности, лежащим в основе взаимопротивоположности и взаимопревращения Инь - Ян. Получая национальную награду, он выбрал эмблему Великого предела для изображения на своей медали. Затем Карл Юнг увидел в схемах Ицзин прообраз системы архетипов – врождённых психических структур, коренящихся в бессознательном и составляющих основу общечеловеческой символики. Французский синолог Марсель Гранэ ("Китайская цивилизация" 1929 г) в 30-е годы обратил внимание на то, что разные области китайского традиционного знания опираются на общие теоретические модели, составляющие целостную систему классифицирующих корреляций, привычных для западного научного подхода. В 50-е годы английский историк науки Дж. Нидэм главный редактор фундаментального издания «Наука и цивилизация в Китае» и его соотечественник китаевед Ангус Ч. Грэм провели огромную работу по сопоставлению китайской и западной цивилизаций по фундаментальным характеристикам систем знаний. В результате они заключили следующее: протонаука, коррелятивное мышление, рассуждение по аналогии - со стороны китайской научной традиции и аналитическое мышление, причинно-следственное объяснение, логика – арсенал западной научной традиции, имея существенные различия, всё же сопоставимы и во многом перекликаются.

У нас российский синолог В. С. Спирин обнаружил, что этот древний прототип научного знания (Ицзин) содержит свои стандарты рациональности и чётко структурирован по системе, основанной на логической комбинаторике ("Построение древнекитайских текстов", 1976). Его коллега А. М. Карапетянц трактует ицзиновскую числовую системологию как метанауку алгебраического типа ("Древнекитайская системология: уровень протосхем и символов гуа", М 1989). А. И. Кобзев - российский философ-китаевед пришёл к выводу о том, что функции формальной западной логики вполне успешно выполняет учение о символах и числах, изложенное в Ицзин. Он же в китайской нумерологии усматривает идейный аналог пифагорийского учения о музыкально-числовой структуре космоса ("Учение о символах и числах в китайской классической философии" М. 1994).  Большой вклад в развитие этой гипотезы принадлежит специалисту по китайским теориям и Ицзинистике А. А. Крушинскому, который обосновал математический статус Ицзинистики ("Логика Ицзина", 1999).  Ю. К. Щутский российский профессор-китаевед защитил в московском университете свою докторскую диссертацию «Китайская классическая «Книга перемен»». Эта работа получила очень высокую оценку мирового научного сообщества. Тема, несомненно, подлежала дальнейшему изучению и популяризации в западной и отечественной культуре. Однако, этого не произошло, т.к. 3 августа 1937 г. Ю.К.Щуцкий был арестован, а затем осужден и расстрелян 18 февраля 1938 г.

Современные микробиологи обнаружили, что генетический код состоит из 64 элементов. И это наводит на мысль о том, чтобы интерпретировать его посредством 64 гексаграм из "Канона перемен".

Величайшие современные учёные почувствовали, что за восточной цивилизацией кроется специфическая и могучая идейная система, в которой наука и философия идут рука об руку.

С наилучшими пожеланиями, Светлана

Ицзин и европейская культура