Ицзин и европейская культура
В Европе об Ицзин узнали в 17 веке, благодаря описаниям конфуцианской классики миссионерами иезуитами. В 18 веке в узком кругу представителей западной науки текст Ицзин был впервые признан математичным и логичным. Немецкий математик Готфрид В. Лейбниц обнаружил в Ицзин изложение двоичной арифметики. В 20 в. создатель квантовой механики, лауреат нобелевской премии Н. Бор восхищался принципом дополнительности, лежащим в основе взаимопротивоположности и взаимопревращения Инь - Ян. Получая национальную награду, он выбрал эмблему Великого предела для изображения на своей медали. Затем Карл Юнг увидел в схемах Ицзин прообраз системы архетипов – врождённых психических структур, коренящихся в бессознательном и составляющих основу общечеловеческой символики. Французский синолог Марсель Гранэ ("Китайская цивилизация" 1929 г) обратил внимание на то, что разные области китайского традиционного знания опираются на общие теоретические модели, составляющие целостную систему классифицирующих корреляций, привычных для западного научного подхода. В 50-е годы английский историк науки Дж. Нидэм главный редактор фундаментального издания «Наука и цивилизация в Китае» и его соотечественник китаевед Ангус Ч. Грэм провели огромную работу по сопоставлению китайской и западной цивилизаций по фундаментальным характеристикам систем знаний. В результате они заключили следующее: протонаука, коррелятивное мышление, рассуждение по аналогии - со стороны китайской научной традиции и аналитическое мышление, причинно-следственное объяснение, логика – арсенал западной научной традиции, имея существенные различия, всё же сопоставимы и во многом перекликаются.
У нас: Ю. К. Щутский - российский профессор-китаевед защитил в московском университете свою докторскую диссертацию «Китайская классическая «Книга перемен»». Эта работа получила очень высокую оценку мирового научного сообщества. Тема, несомненно, подлежала дальнейшему изучению и популяризации в западной и отечественной культуре. Однако, этого не произошло, т.к. 3 августа 1937 г. Ю.К.Щуцкий был арестован, а затем осужден и расстрелян 18 февраля 1938 г. Затем, российский синолог В. С. Спирин обнаружил, что древний прототип научного знания (Ицзин) содержит свои стандарты рациональности и чётко структурирован по системе, основанной на логической комбинаторике ("Построение древнекитайских текстов", 1976). Позже А. М. Карапетянц трактует ицзиновскую числовую системологию как метанауку алгебраического типа ("Древнекитайская системология: уровень протосхем и символов гуа", М 1989). А. И. Кобзев - российский философ-китаевед пришёл к выводу о том, что функции формальной западной логики вполне успешно выполняет учение о символах и числах, изложенное в Ицзин. Он же в китайской нумерологии усматривает идейный аналог пифагорийского учения о музыкально-числовой структуре космоса ("Учение о символах и числах в китайской классической философии" М. 1994). Большой вклад в развитие этой гипотезы принадлежит специалисту по китайским теориям и Ицзинистике А. А. Крушинскому, который обосновал математический статус Ицзинистики ("Логика Ицзина", 1999).
Современные микробиологи обнаружили, что генетический код состоит из 64 элементов. И это наводит на мысль о том, чтобы интерпретировать его посредством 64 гексаграм из "Канона перемен".
Величайшие современные западные учёные почувствовали, что за восточной цивилизацией кроется специфическая и могучая идейная система, в которой наука и философия идут рука об руку.
С наилучшими пожеланиями, Светлана